Вспомогательная и рабочая тормозные системы: обслуживание

Система рабочая

Она рассчитана для уменьшения скорости и остановки машины полностью вне зависимости от ее скорости, дорожных уклонов и предназначенной нагрузки. Привод механизмов тормозных выполняется двухконтурным, смешанным (пневмогидравлическим). Торможение колес – раздельное, переднего моста и двух задних. Педалью, расположенной в кабине водителя и связанной тягами и рычагами с тормозным двухсекционным краном, происходит управление. 

Тормозной рабочий механизм имеет барабанный тип с колодками внутренними 4 (рис. 1), для всех колес – взаимозаменяемыми. Каждый механизм тормозной оснащен двумя цилиндрами гидравлическими 7, которые находятся в одном корпусе. Колодки тормозные установлены на осях опорных 6. Тормозной рабочий механизм по мере истирания накладок регулируется путем уменьшения зазора между барабаном и накладкой. Это делается с помощью эксцентриков 2.

Рис. 1. Рабочий тормозной механизм машины «Урал 4320»: 1 – тормозной щит; 2 – регулировочный эксцентрик; 3 — ключ; 4 – тормозная колодка; 5 – фрикционная накладка; 6 – ось тормозной колодки; 7 – колесный цилиндр; I – зазора уменьшить; II – зазор увеличить.

Очередность действий при регулировании тормозов:

  • повернуть эксцентрики регулировочные колодок ключом на 22 мм до упора, правый эксцентрик (со стороны щита) вращая по часовой стрелке, левый – в обратном направлении;
  • эксцентрики отпустить поворотом обратным примерно на 30°, это соответствует перемещению головки оси эксцентрика на половину грани.

Выполнив со всеми колесами указанные операции, проконтролируйте, не нагреваются ли барабаны тормозные во время движения машины.

Когда регулируете тормоза, ни в коем случае не нарушайте установку заводскую осей 6 тормозных колодок.

Между барабаном тормоза и колодкой зазоры регулируйте при помощи осей колодок только при замене накладок фрикционных или колодок в сборе. Оси колодок при этом установите первоначально метками на торцах друг к другу. Вставьте щуп через люк в тормозном барабане. Щуп должен иметь толщину 0,2 мм и длину 200 мм. Он вставляется между колодкой и барабаном в 30 мм от нижнего края накладки. Щуп слегка зажмите поворотом оси 6 колодки. Извлеките щуп, барабан поверните, используя еще один щуп и регулировочный эксцентрик 2, делайте зазор 0,35 мм между барабаном и колодкой в 30 мм от верхнего края накладки. Оси колодок закрепите, и снова проконтролируйте зазоры между барабаном и колодкой. 

Замените накладки, если они истерлись до плоскости головки заклепки. При замасливании накладок тормозных промойте их бензином.

Если барабан тормоза износился, появились кольцевые канавки более 2 мм глубиной, то расточите поверхность рабочую барабана с базировкой по кольцам наружным ступичных подшипников. Биение поверхности рабочей барабана не должно быть более 0,25 мм, диаметр барабана – 424,38 мм.

Тормозная система вспомогательная

Тормоз вспомогательный компрессионного типа рассчитан снижать скорость машины на затяжных спусках. Тормоз состоит из заслонки и корпуса 3 (рис. 2). Привод заслонок происходит при помощи пневмоцилиндров 1, которые крепятся кронштейном на корпусе тормоза вспомогательного. Если нужно тормозить, то следует нажать на кнопку пневмокрана управления тормозом вспомогательным. Кнопка расположена на полу кабины. Воздух сжатый подается в пневмоцилиндры, перемещаются поршни, закрывая заслонки. Идет сигнал на тормозной привод прицепа и таким образом выполняется подтормаживание. 

Воздух из цилиндров после снятия с кнопки крана ноги выходит в атмосферу, под действием пружины возвратной штоки поворачивают заслонки и рычаги в первоначальное положение. Привод сблокированный одновременно с включением тормоза вспомогательного прекращает подачу горючего.

Рис. 2. Тормоз вспомогательный: 1 – пневмоцилиндр; 2 – вилка приводной тяги; 3 – корпус; 4 – заслонка; 5 – рычаг заслоночного вала; 6 – шпонка; 7 – палец; 8 – шплинт.

Во время движения с включенным тормозом вспомогательным:

  • частоту вращения коленвала мотора не превышайте более 2100 мин-1;
  • не понижайте передачу при частоте вращения коленвала мотора, близкой к 2100 мин-1.

Если нужно, уменьшите частоту вращения коленвала мотора тормозом рабочим и понизьте передачу. Если вращение заслонки 4 тормоза вспомогательного идет туго, то корпус тормоза снимите с заслонкой, в керосине промойте, сжатым воздухом продуйте. При заедании кнопки крана или штоков пневмоцилиндров разберите сборочные единицы, промойте в керосине, неисправные детали замените, смажьте трущиеся поверхности и верните на место.

Положение заслонок налаживайте переменой длины свинчивания L штока пневмоцилиндра с вилкой. Если заслонка установлена правильно, то шпонка размещается по оси трубы приемной при верхнем крайнем положении поршня пневмоцилиндра.